Реконструкция исторической важности

В Подпорожье завершен беспрецедентный проект реконструкции гидроузла Верхне-Свирской ГЭС с заменой мостового перехода. В результате «ТГК-1» повысила безопасность эксплуатации станции и Волго-Балтийского водного пути

Верхне-Свирская ГЭС вскоре отметит 70-летие, она заработала в 1952 году. При этом ее гидроузел за это время подвергался лишь небольшим локальным ремонтам. В 2020 году назрела острая необходимость в более основательных мерах: состояние входящего в состав гидроузла технологического проезда стало вызывать серьезные опасения. Его консольная и пролетная части проходят вдоль здания и по плотине станции и имеют общие конструктивные элементы с гидротехническими сооружениями ГЭС. Это серьезно, учитывая, что даже минимальный риск аварийной ситуации на энергообъекте недопустим, тем более речь также идет о региональной инфраструктуре и обеспечении судоходства. Дополнительным фактором износа стал рост автомобильного трафика, и особенно это касается тяжеловесного транспорта. Реконструкция гидроузла включила замену железобетонных пролетных блоков станционной части и плотины на металлические с восстановлением железобетонных опор.

Реконструкция гидроузла Верхне-Свирской ГЭС проходила под пристальным вниманием властей Ленинградской области. Работы неоднократно обсуждалась на совещаниях регионального уровня. Не удивительно: от успешности проекта зависит многое, включая условия жизни людей в Подпорожском районе. В зоне ответственности — тысячи человек.

Работы стартовали в мае 2020 года. Первым этапом стало восстановление опор моста с подводным бетонированием: разборка деструктивного бетона, установка съемных опалубок, анкерных связей с основными бетонными элементами, непосредственно бетонирование. Этот процесс завершен в срок, несмотря на то что не обошелся без сложностей: во время сильных морозов зимой 2020/21 года процесс приходилось останавливать из-за невозможности подготовки состава при низких температурах, а потом в ударном темпе наверстывать упущенное. В общей сложности водолазы залили 120 тонн раствора. Также стало непросто с размещением водолазной станции: перед ГЭС, где всегда водное пространство было чистым, встал лед. Пришлось вести работу со льда, хотя планировалось с понтонов.

Вкалывают роботы

В реконструкции поучаствовал и принадлежащий Каскаду Ладожских ГЭС робот «Гном» — телеуправляемый подводный аппарат. Он впервые попробовал себя в роли контролера строительно-монтажных работ. С его помощью ответственные лица проверяли качество выполненных водолазами работ по подводному бетонированию.

В апреле 2021 года вслед за подводным бетонированием начался второй большой и сложный этап — демонтаж конструктивных элементов и дорожного полотна. Требовалось во что бы то ни стало выполнить основные задачи в сжатые сроки — до прихода флотилии. Чтобы ликвидировать старые сооружения, энергетики призвали на помощь специалистов, владеющих передовой технологией — алмазной резкой железобетонных конструкций. У нее неоспоримые преимущества: существенно сокращается время на демонтаж, процесс удешевляется за счет возможности выполнения работ меньшей численностью персонала. В то же время для погрузочно-разгрузочных и бетонных работ по Свири к станции прибыл мощный плавкран с двумя стрелами грузоподъемностью 200 тонн. К слову, в России всего два таких крана, и очередь на них расписана на несколько лет вперед.

Вскоре на стройплощадку прибыли новые металлоконструкции — пролетные фермы. Их сварка завершилась в апреле на предприятии «Специальные Сварные Металлоконструкции» в Волгограде. Укрупненно собранные и уже покрашенные узлы моста погрузили на баржи и отправили по Волге в сторону Верхне-Свирской ГЭС, это путь в 3 тысячи км. Общая масса металлоконструкций — 510 тонн. Так начались монтажные работы с участием плавкрана и завершились в октябре 2021-го.

Перед энергетиками стояла задача сохранить внешний облик мостового перехода Верхне-Свирской ГЭС им. С. А. Казарова: с точки зрения архитектуры он должен выглядеть как предшественник, учитывая, что станция — объект культурного наследия Ленинградской области.

Финальный этап реконструкции — нанесение дорожного покрытия и установка перил. Энергетики применили «Матакрил» — современный прогрессивный композитный материал вместо привычного дорожного покрытия. Он устойчив к динамическим нагрузкам и перепадам температур, в десятки раз прочнее и долговечнее асфальтобетона. При этом материал тонкослойный и в семь раз легче устаревшего аналога, что делает его незаменимым для мостовых перекрытий. В России такое покрытие еще не слишком распространено: «ТГК-1» станет пионером его освоения на мостовых переходах. В ноябре полотно успешно прошло испытания на грузоподъемность с использованием тяжелой техники.

Нельзя не сказать и о другом технологическом новшестве, внедряемом на финальной фазе реконструкции. «ТГК-1» уделяет большое внимание экологическим аспектам. В соответствии с этой политикой со стороны правого и левого берегов установлены современные локальные очистные сооружения. Они смогут качественно собирать и очищать все стоки с моста, и это позитивно скажется на экологической ситуации в акватории реки Свирь.

Принципиальный момент: в течение всего периода реконструкции, несмотря на ее масштаб и сложность, Верхне-Свирская ГЭС продолжала вырабатывать электроэнергию, обеспечивать ее транзит, а также судоходство на Свири. В разное время на станции трудилось разное количество гидроагрегатов из четырех, тем не менее общий рабочий процесс не встал на «стоп». Практически обошлось без холостых сбросов.

Этой осенью на Верхне-Свирской ГЭС параллельно с реконструкцией гидроузла на станции состоялась реконструкция гидроагрегата № 4 с заменой регулятора скорости — в рамках программы капитальных ремонтов.

Во время реконструкции мостовой переход был закрыт для транспорта и пешеходов. И требовалось обеспечить возможность перемещения людей и транспорта с одного берега Свири на другой. Во-первых, работал 350-метровый проход для пешеходов через территорию станции. Во-вторых, действовала организованная региональными властями паромная переправа со стороны нижнего бьефа. В том числе ей пользовались пассажирские автобусы, машины скорой помощи, полиции и др. Для обеспечения переправы от «ТГК-1» требовалось регулировать отметки нижнего бьефа при гораздо более жестких требованиях, чем предписывают правила водопользования: диапазон регулирования — в пределах 40 см при 1,5 м в нормальных условиях. Это же наложило сложности в плане режима работы другой станции Ладожского каскада — Нижне-Свирской ГЭС.

Реконструкции, подобные завершенной на Верхне-Свирской ГЭС, проводятся на гидроэлектростанциях систематически. Но в истории российской энергетики такой по масштабам проект, как у нас, реализован впервые. Поясняю: обычно аналогичные работы ведутся поэтапно, в течение многих лет. Мы применили современные технологии и сделали все в кратчайшие сроки. Проект был сложным, учитывая многочисленные ограничения: требовалось вырабатывать электроэнергию, обеспечивать судоходство, вести капремонт, регулировать отметки нижнего бьефа для обеспечения паромной переправы. Однако участники реконструкции со стороны «ТГК-1» и подрядных организаций сработали как единая, по-настоящему эффективная команда. Так мы повышаем безопасность эксплуатации наших гидротехнических сооружений: Верхне-Свирская ГЭС — один из ключевых элементов, влияющих на надежность энергосистем Ленинградской и Мурманской областей, Республики Карелия. Не менее важен ремонт гидроузла для обеспечения судоходства на Свири и, по сути, безопасной эксплуатации Волго-Балтийского пути.

Станислав Гуц
главный инженер Каскада Ладожских ГЭС