Битва за тепло

Генерирующие компании России ищут способы воздействия на управляющие многоквартирными домами организации, которые накапливают многомиллионные долги. Долгожданные законы, призванные укрепить платежную дисциплину, вызывают неоднозначную оценку энергетиков: с одной стороны, они позволяют применять инструменты воздействия на злостных должников, с другой стороны, сами порождают новые проблемы.

Уставшие от долгов

ОАО «ТГК-1», уставшее от долгов, приступило к крайним мерам – ограничению теплоснабжения коммерческих объектов, находящихся под управлением одной из «жилищных» организаций Санкт-Петербурга. Точечные меры, начинающие демонстрировать свою эффективность, – не единственный инструмент влияния на упорных должников, сообщает начальник департамента по сбыту тепловой энергии ОАО «ТГК-1» Сергей Лапин.

Энергетики рассчитывают на эффективность мер, которые прорабатываются вместе с органами власти, в том числе на реализацию решений, доказавших свою целесо­образность на территории присутствия других генерирующих компаний.

– В начале февраля ОАО «ТГК-1» сообщило о готовности приступить к отключениям пяти торговых центров, находящихся под управлением одной из «жилищных» организаций Петербурга и накопивших более 40 миллионов рублей долга. Законность применения жестких мер подтвердила и прокуратура Кировского района города, сообщившая, что ТГК-1, уже предупреждавшая неплательщиков об опасностях накопления долгов, действует в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом «О теплоснабжении». Удалось ли найти приемлемый для заинтересованных сторон путь урегулирования ситуации, насколько эффективным оказалось горькое «лекарство»?

– Речь идет об объектах, находящихся под управлением ООО «Жилкомсервис № 1 Кировского района», задолжавшего ОАО «ТГК-1» более 400 миллионов рублей. Прежде чем принять меры по ограничению теплоснабжения, компания в течение полугода вела переговоры по погашению долга с представителями администрации Кировского района и с управляющей организацией. Предупреждения о наличии задолженности и возможности ограничения теплоснабжения направлялись потребителю ежемесячно. Несмотря на наличие задолженности, еще до начала отопительного сезона эти здания получили теплоснабжение под обещание руководства района. Кроме того, надеясь избежать ограничения теплоснабжения, ОАО «ТГК-1» выступило с предложением ограничить горячее водоснабжение (при возможности сохранения отопления) на объектах потребителя, но данный метод не был согласован с администрацией и не был применен.

Восемнадцатого февраля 2016 года после погашения почти пятимиллионного долга одного из подвергшихся ограничениям торгого центра ОАО «ТГК-1» приняло решение о возобновлении подачи тепла на данный объект. По состоянию на 25 февраля оставшаяся сумма задолженности коммерческих центров, находящихся под управлением ООО «Жилкомсервис № 1 Кировского района», составляет 37 миллионов рублей (общая сумма задолженности «Жилкомсервиса» – 412 миллионов рублей). Подключение торговых центров к теплоснабжению будет осуществлено только после стопроцентного погашения долга.
Отметим, что у представителей прокуратуры не возникло вопросов к процедуре ограничения теплоснабжения – ТГК-1 действовала в рамках «энергетического» законодательства, в данном случае – федерального закона о теплоснабжении и в соответствии с правилами организации теплоснабжения.

– Насколько критична ситуация с долгами управляющих организаций и можно ли рассчитывать на заинтересованность в решении этой проблемы самих должников?

– Ситуация с долгами исполнителей коммунальных услуг – поистине критическая. Общая задолженность предприятий ЖКХ перед ОАО «ТГК-1» во всех регионах работы составляет 5,6 миллиарда рублей, перед ПАО «Мурманская ТЭЦ» (дочернее общество) – 2,7 миллиарда рублей. Рекордных показателей достигли долги управляющих организаций Петербурга (4,7 миллиарда рублей), при этом более половины долга приходится на управляющие организации, подконтрольные администрации города.

Что касается форм управления многоквартирным домом (МКД), то, как правило, главным фактором, влияющим на размер задолженности, является объем находящегося в управлении жилфонда. Топ-5 злостных неплательщиков в рейтинге потребителей – это компании, управляющие более чем 150 домами. Также практика показывает, что жилкомсервисы и управляющие компании практически не занимаются взысканием задолженности населения и небытовых потребителей из‑за отсутствия кадровых ресурсов. Напротив, небольшие товарищества собственников жилья заинтересованы в снижении задолженности и ведут соответствующую работу.

Платежная дисциплина потребителей напрямую влияет на надежность электро- и теплоснабжения, а ее нарушение негативно сказывается на прохождении отопительного сезона. Вне зависимости от форм управления МКД ОАО «ТГК-1» в работе с должниками реализует все возможные варианты взаимодействия, направленные на снижение задолженности и повышение уровня собираемости – ведет работу по переводу населения на прямые платежи, занимается претензионно-исковой работой, заключает соглашения о реструктуризации задолженности и договоры цессии на долги населения за коммунальные услуги.
В судах различных инстанций рассматриваются иски ТГК-1 к исполнителям коммунальных услуг общей суммой в 2 миллиарда рублей. Но даже судебные решения не гарантируют фактического получения присужденных денежных средств. Сегодня ТГК-1 получены и предъявлены в банки или службу судебных приставов исполнительные листы на сумму 1,2 миллиарда рублей, погашение требований по которым не осуществляется по причине отсутствия средств у должника.

– Судя по сообщениям вашей компании, в настоящее время ТГК-1 и власти Петербурга работают над механизмами, позволяющими воздействовать на упрямых должников. На какой стадии находится эта работа? 

– В настоящее время ОАО «ТГК-1» совместно с правительством Санкт-Петербурга участвует в разработке мер, направленных на погашение дебиторской задолженности за тепловую энергию хозяйственных обществ, осуществляющих управление жилищным фондом, участником которых является город.
Сотрудничество ресурсоснабжающих компаний и городских властей в решении данной проблемы имеет стратегическое значение. Рассматриваются эффективные механизмы взаимодействия по недопущению роста задолженности – через экономически обоснованные тарифы, надлежащий учет жилищного фонда и потребителей, совершенствование платежно-расчетных отношений между ресурсоснабжающими предприятиями, потребителями и исполнителями коммунальных услуг. В целях сокращения уже существующего долга исследуется возможность использования средств бюджета города. В ряде регионов России, например в Амурской и Тульской областях, есть опыт, когда долги управляющих организаций, не покрытые источниками финансирования, компенсируются целевыми бюджетными субсидиями.

В зоне работы ОАО «ТГК-1» благодаря поддержке органов власти был осуществлен переход на прямые платежи с населением. Это позволило существенно увеличить собираемость средств. Так, в Мурманске собираемость по итогам 2015 года составила 96 процентов. Компания считает этот метод исключения посредников в сборе средств одним из реальных и эффективных в борьбе с должниками.

Чисто российские «неотключаемые»

– Согласно действующему законодательству отключать от теплоснабжения (отопления) жилой фонд в отопительный период нельзя, – комментируют ситуацию специалисты ОАО «ТГК-2». – Иными словами, управляющие компании и жилищные организации фактически являются неотключаемыми потребителями, при этом сам феномен «неотключаемых потребителей» существует, по‑видимому, только в России. Теоретически можно отключить злостного неплательщика от услуги горячего водоснабжения при наличии технической возможности. Но в абсолютном большинстве случаев коммуникации (трубы горячей воды, внутридомовая разводка) устроены таким образом, что отключить одну квартиру технически невозможно. И поставщик коммунальных услуг не имеет права отключить, например, дом и часть дома от горячего водоснабжения, поскольку от одного стояка (трубы) запитаны и должник, и добросовестный плательщик.

В целом генерирующим компаниям сложно прибегать к методу ограничения теплоснабжения, как частичному, так и полному: К примеру, у ТГК-2 доля потребителей, которым по нынешнему законодательству ограничить поставки тепла затруднительно либо совершенно невозможно, составляет около 60 процентов от общего объема продаж тепловой энергии. Именно поэтому мы так ждали принятия закона об укреплении платежной дисциплины потребителей, который рассматривался в Государственной Думе начиная с осени 2013 года и наконец‑то был принят буквально несколько месяцев назад.

Федеральный закон 307‑ФЗ, само принятие которого стало возможным благодаря деятельным усилиям Минэнерго, является значимым шагом вперед, создающим инструмент воздействия на недисциплинированных потребителей, в том числе на основную группу наших неплательщиков – управляющие компании. Долги управляющих компаний перед одной только ТГК-2 составляют сейчас 6,3 миллиарда рублей, то есть около 91 процента от всей задолженности за тепло. Схема накопления задолженности очень проста: многие из этих организаций собирают денежные средства с жильцов за поставляемую нами тепловую энергию, накапливают многомиллионные долги на завершающей стадии банкротятся, не заплатив по счетам. При этом самое интересное, что банкротством эта откровенно мошенническая деятельность не заканчивается: во многих случаях управляющие компании вновь появляются на рынке, преследуя всю ту же цель – накопить долги и объявить о своей неплатежеспособности. От обанкротившихся фирм новые порой отличаются одной-двумя буквами в названии либо изменившейся организационно-правовой формой: было ОАО – стало ООО либо ЗАО. К примеру, один из наших должников, задолжавший нам к 2012 году более 36 миллионов рублей, менял свою организационно-правовую форму целых три раза.

Кроме того, новый закон об укреплении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов предполагает предоставление банковской гарантии для неплательщиков – потребителей энергоресурсов, но закон выделяет отдельные группы потребителей, на которых нормы закона не распространяются. По новому закону ряд потребителей тепла обязан предоставить генерирующей компании банковское обеспечение исполнения своих обязательств, своеобразную страховку на случай банкротства потребителя, позволяющую энергетикам рассчитывать, что поставленная энергия будет оплачена. Но критерии, на основе которых законодателями принимались решения о том, кто такую страховку предоставить обязан, а кто нет, остаются для нас совершенно непонятными. Согласно закону, обеспечение исполнения обязательств тепловым компаниям обязаны предоставить промышленные и прочие коммерческие потребители, которые как раз отличаются наибольшей дисциплинированностью – они оплачивают счета за тепло к концу первого – началу второго месяца. В то же время потребители, на которых требования нового закона о предоставлении банковских гарантий не предоставляются (граждане, исполнители коммунальных услуг – то есть управляющие жилищные компании, бюджетные учреждения), отличаются значительно меньшей платежной дисциплиной. По нашей статистике, бюджетные потребители, то есть различные госорганизации, оплачивают счета за тепло в двадцатых числах второго месяца задолженности, а управляющие компании – и вовсе к концу третьего месяца.
В то же время, в соответствии с одним положением закона, из ряда организаций, обязанных предоставлять поставщику тепла банковские гарантии оплаты, исключены казенные, автономные и бюджетные учреждения. Это также создает предпосылки скорее для ухудшения платежной дисциплины одной из категорий потребителей, чем для ее укрепления. В структуре отпуска тепла ТГК-2 эта категория потребителей составляет около 10 процентов. И как раз осенью прошлого года, незадолго до того, как новый закон был принят, у компании возникла в нескольких регионах проблемная ситуация с платежами за тепло со стороны учреждений и ведомств, финансируемых из федерального бюджета. Ряд структур Министерства обороны, МВД, Федеральной службы исполнения наказаний, прокуратур Архангельской, Ярославской и Костромской областей прекратили платить за поставленное им тепло, обосновывая прекращение оплаты тем фактом, что из государственного бюджета на данные цели не были предоставлены лимиты. Понадобился длительный переговорный процесс, и пришлось в ряде случаев прибегнуть к отключениям объектов ряда этих организаций от теплоснабжения, чтобы проблему удалось решить.

Все это происходило до принятия нового закона. Теперь же в самом законе зафиксировано привилегированное положение казенных учреждений по сравнению с другими категориями потребителей. Подобная формулировка закона не может не расхолаживать бюджетные организации. Очевидно, что в законе необходимо прописать норму, в соответствии с которой государство обязуется выделять финансирование на оплату потребления госучреждениями энергоресурсов. К примеру, данная ситуация сейчас повторяется в Костроме – к настоящему моменту срок действия госконтрактов на поставку теплоэнергии объектам Министерства по чрезвычайным ситуациям истек, при этом лимиты бюджетных обязательств на 2016 год не доведены распорядителями средств до подведомственных учреждений.
В 2015 году существенно ухудшилось финансирование предприятий и организаций, принадлежащих министерствам и ведомствам федерального уровня. Поэтому ТГК пришлось направить ряд обращений в адрес федеральных ведомств, напоминая о необходимости выделения достаточных лимитов бюджетных обязательств, позволяющих обеспечить бесперебойное теплоснабжение предприятий и организаций.

МНЕНИЕ

Генеральный директор управляющей компании «ПромИнвест» Дмитрий Стригуненко:
Фактически жилкомсервис не имеет права осуществлять теплоснабжение торгово-бытовых центров. Это связано с системой законодательного регулирования в РФ: только ресурсоснабжающая организация имеет право продавать тепловую энергию в нежилые строения. Жилкомсервисы же имеют право осуществлять коммунальную услугу «отопление» только в жилых домах. Торгово-бытовые центры (ТЦ) – это отдельно стоящие нежилые строения. Таким образом, навязанные жилкомсервисам контракты по обслуживанию ТБЦ фактически противоречат закону в части взимания платы за отопление и закупки энергетического ресурса у ресурсо­снабжающих организаций. В настоящий момент данный вопрос поставлен перед самой теплоснабжающей организацией, а также передан на рассмотрение в прокуратуру.
Пока же следует иметь в виду, что вся задолженность ЖКС перед поставщиком ресурса за заранее поставленное тепло обеспечена задолженностью арендаторов и собственников помещений ТБЦ. При этом значительная часть задолженности сформирована бюджетными организациями, к которым в настоящий момент предъявлены исковые заявления. Пока идет выяснение правового статуса вопроса, поиск выходов из сложившейся ситуации, в отключенных ТБЦ не отапливаются помещения, в которых расположены такие социальные объекты, как подростковые клубы и социальная стоматология. В то же время жилкомсервис не имеет права погасить задолженность коммерсантов за счет средств, которые платят жители, проживающие по соседству, за содержание и ремонт своих многоквартирных домов, а не за отопление коммерческих помещений в соседних строениях.