Энергетический рубеж страны

Мы подъезжаем к Нарвской ГЭС, что расположена на реке Нарве ?в Ивангороде на самой границе с Эстонией. На то, что рядом государственная граница, намекают полосатые столбы, которые крайне настоятельно рекомендуют не фотографировать, и колючая проволока. Впрочем, все это замечаешь не сразу. ? На противоположной стороне реки уже находится Эстония – город Нарва с Нарвским замком, который очень эффектно подсвечивается в ночи.

«Если у вас есть с собой загранпаспорт с шенгенской визой, можете прогуляться в ЕС», – полушутя рекомендует главный инженер станции Леонид Лисс. Страховку можно оформить прямо на месте, а границу перейти пешком. После обеда в эстонской Нарве можно смело возвращаться на родину, как и делают некоторые жители Ивангорода. Правда, дома им стоит быть внимательнее: телефон постоянно автоматически ловит роуминг, так что для местных, да и приезжих, безобидный звонок другу может оказаться разорительным.

На той стороне реки граждане Евросоюза мирно фланируют вдоль берега. Кто-то выгуливает собаку, кто-то даже купается: специалисты уверяют, что это безопасно, несмотря на близость гидротехнического сооружения. На нашем берегу людям не до отдыха: здесь вырабатывают электричество на одной из самых экзотических ГЭС, которая оказалась буквально на пограничной полосе. Да-да, государственная граница проходит прямо по плотине станции.

Нарвской ГЭС передает энергию в единую энергосистему России. У нее две задачи: компенсировать пики нагрузки региона и быть аварийным источником питания для Ленинградской АЭС. Максимальная мощность каждого из трех гидроагрегатов – 41,6 МВт. Когда-то это считалось большой величиной, достаточной для энергоснабжения ленинградского метро. Для сравнения: максимальный уровень, нужный для Ивангорода, составляет лишь 10 МВт.

Помимо выработки электроэнергии Нарвской ГЭС участвует в регулировании уровня Нарвского водохранилища на пограничной территории двух стран – России и Эстонии. После выхода Эстонии из состава СССР основные сооружения станции – головное здание с машинным залом, вспомогательные сооружения и половина железобетонной плотины – остались на территории России, а вторая половина железобетонной плотины и две водоудерживающие дамбы – в Эстонии. Соседней стране перешли все ГРЭС, построенные для энергоснабжения Ленобласти, что привело к избытку энергомощностей по ту сторону границы.

Еще одна особенность Нарвской ГЭС – это единственная в Ленинградской области гидростанция деривационного типа с общей установленной мощностью 124,8 МВт. В составе компании ТГК-1, куда она входит, есть только одна подобная – Борисоглебская в Мурманской области. О ней мы писали в одном из весенних выпусков газеты в прошлом году. Деривационные ГЭС строят в тех местах, где велик уклон реки. Вода отводится из речного русла через специальные водоотводы.

В сентябре Нарвской ГЭС отметит свой 60-й день рождения. Пограничный энергообъект к юбилею подготовился: завершена реконструкция системы автоматизированного управления гидроагрегатами, недавно проведен капитальный ремонт двух гидроагрегатов (ремонт третьего намечен на 2016 год), внедрены инновационные системы тепло- и виброконтроля. Начался ремонт подкрановых путей – совместный с Эстонией проект.

«Сам агрегат, железо, обладает достаточно высоким КПД – 92%. А менять его – это очень дорогое удовольствие, да и смысла технологического в этом нет. Поэтому реконструируется в основном обвязка. Это значит, что, несмотря на свой возраст (станция работает с 1955 года. – Прим. ред.), оборудование вполне функционально и способно прослужить еще столько же при

должном обслуживании», – поясняет Леонид Лисс. По нормативам, каждые пять лет специальная комиссия детально обследует агрегаты и, если все в порядке, продляет срок их службы.

Сам Леонид Александрович пошел по стопам деда – Льва Викторовича Лисса, известного в энергетике Северо-Запада строителя, а позже и директора Нарвской ГЭС. «Произошло это случайно. Я больше интересовался программированием», – вспоминает он.

Территория станции не похожа на охраняемый объект, скорее – на сквер. Энергетики даже вырастили на берегу Нарвы яблоневый сад.