Экскурсия «Энергетический Петербург»

Музей истории энергетики Северо-Запада и ОАО «ТГК-1» дарят петербуржцам и гостям города возможность узнать больше об истории энергетики, знаковых этапах становления отрасли и судьбах ее основателей.

                                        Начало экскурсии

Петербургская эра электричества началась в конце XIX века и стала движущей силой процесса электрификации всей России. Именно в Петербурге была изобретена первая электрическая лампа, впервые освещен мост, заработала первая в нашей стране электростанция. 

                                              I этап

Перинная линия, 2 – Невский пр. –  ул.Садовая – пер.Крылова – ул.Зодчего Росси – пл. Ломоносова – набережная реки Фонтанки

 

 

В 1880 году в Санкт-Петербурге энтузиасты электрики организовали Товарищество «Электротехник». Журнал «Электричество» сообщал: «Товарищество «Электротехник» обратилось в Санкт-Петербургскую Городскую Думу, приблизительно, со следующего рода предложением. Товарищество просит город отвести близ Невского проспекта место для постройки изящного железного павильона с зеркальными стеклами, для устройства небольшого электрического завода и право проводить вдоль Невского проспекта для электрического освещения во все дома на протяжении от Адмиралтейской площади до Аничкова моста. За это Товарищество обязуется зажигать бесплатно по одному электрическому фонарю на известное число фонарей, поставленных для частного употребления и на первый раз освещать бесплатно Екатерининскую площадь».

Начало было блестящее, далее события развивались стремительно. Русское техническое общество на своем заседании обсудило обращение Петербургского Городского Головы с просьбой высказаться относительно проекта электрического освещения города «по новому способу передачи тока», представленного капитаном Федором Пироцким. Наконец, в том же 1880 году в «Электричестве» появилась большущая технико-экономическая статья Владимира Чиколева «Об электрическом освещении улиц, мостов и площадей», т.е. речь идет уже о централизованном энергоснабжении, центральных электростанциях. И в качестве иллюстрации фигурируют основные улицы столицы и, в первую очередь, безусловно, блистательный Невский.

Если говорить о чисто практической стороне проблемы, в своей статье Чиколев представил, по существу, развернутый проект с детальной проработкой – вплоть до светотехнических расчетов, освещения  наиболее значимых городских объектов:

  • Невский проспект – установка 60 электрических фонарей вместо существовавших 230 газовых;
  • Николаевский мост – 12 электрических фонарей взамен 132 газовых;
  • Екатерининская площадь – полное освещение.

В 1883 году предприимчивая фирма «Сименс и Гальске» скупила всю электрическую сеть и фонари, установленные Товариществом «Электротехник». Карл Сименс хорошо понимал баснословную выгоду будущего предприятия. И тем не менее, первой питерской электростанции не везло просто катастрофически. Поскольку освещалась часть Невского проспекта, а расстояния для передаваемой энергии все же были по техническим условиям совсем небольшими, то станцию нужно было строить в непосредственной близости от Невского. Нашли свободное место у Казанского собора. Однако высшее духовенство было категорически против – «не божеский промысел» и все тут. Пришлось искать другое место.

Из рек и каналов, пересекающих главную столичную магистраль, наиболее подходила Мойка. Участок выбрали у дома Адамини. Не сложилось – у Городской Управы не нашлось ни одного квадратного аршина земли. «Не дают земельного участка, создадим электростанцию на воде» - решили проектировщики во главе с инженером-технологом Алексеем Алексеевичем Троицким. Ему помогал Александр Попов – недавний выпускник университета и будущий изобретатель радио и бывшие матросы Балтийского флота, знакомые с электроделом. Недалеко от Полицейского (Народного) моста пришвартовали к набережной баржу с небольшой надстройкой. На высокой мачте укрепили электрический фонарь. В октябре 1883 года на барже начался монтаж оборудования. Толпы любопытных на мосту следили как грузчики перетаскивают на борт паровой локомобиль и динамо-машины. Паровая машина, вращающая динамо, крепилась с особой тщательностью – ведь монтировали на воде, а не на твердой почве. Менее, чем за три месяца была полностью смонтирована электростанция на Мойке и проведена первоначальная электрическая сеть. И что характерно – с первых же дней она работала без перебоев.

Амбициозный эксперимент Сименса удался, начался настоящий бум электрификации. В городе стали появляться новые «плавучие» электростанции, сооружались гидросиловые установки, строились домовые станции, начала функционировать электрическая железная дорога. Электричество постепенно вошло в дома петербуржцев. Построенные позже электростанции:

 

  • Электростанция на деревянной барже у Казанской площади с двумя локомобилями и тремя динамомашинами;
  • Электростанция у Аничкого дворца;
  • Электростанция недалеко от цирка.

                                             II этап

Итальянская ул. – Караванная ул. – ул. Белинского – Литейный пр. – ул. Пестеля – Преображенская пл. – ул. Пестеля – набережная реки Мойки

 

 

Историческое значение имела установка электрического освещения лампами накаливания, устроенная Александром Лодыгиным осенью 1873 года на Одесской улице в Петербурге. Здесь теперь установлен памятник фонарщику. В 1874 году Александр Николаевич Лодыгин получил патент на изобретение лампы накаливания с угольным стерженьком (привилегия № 1619 от 11 июля 1874 г.) и ежегодную Ломоносовскую премию Академии наук. Устройство было запатентовано также в Бельгии, Франции, Великобритании, Австро-Венгрии. Через шесть лет, в 1880 году, электрическая лампочка Лодыгина, усовершенствованная Томасом Эдисоном, начала свое триумфальное шествие по планете. В металлическое основание лампы герметически вставлялся стеклянный колпак. Ток через зажим подводился к одному из угольков и через шарнир возвращался по второму металлическому стержню в корпус лампы. При сгорании уголька шарнир падал автоматически и замыкал цепь через уголёк. Посредством вентиля можно было удалять воздух из баллона насосом.

В 1876 году русский электротехник Павел Николаевич Яблочков предложил первые практически применявшиеся трансформаторы переменного тока с разомкнутой магнитной системой, выдвинул идею организовать централизованное производство электроэнергии и передачу ее к месту потребления по сетям (1879 г.). 23 марта 1876 года –  формальная дата рождения свечи Яблочкова: в этот день ему была выдана первая привилегия во Франции, за которой последовал ряд других привилегий во Франции и в других странах. Свеча Яблочкова отличалась исключительной простотой и представляла собой дуговую лампу без регулятора. Два параллельно поставленных угольных стержня имели между собой каолиновую прокладку по всей высоте; каждый из углей зажимался своим нижним концом в отдельную клемму светильника; эти клеммы соединялись с полюсами батареи или присоединялись к сети. Между верхними концами угольных стержней укреплялась пластинка из плохопроводящего материала, соединявшая между собой оба угля. При прохождении тока запал сгорал, а между концами угольных электродов появлялась дуга, пламя которой создавало освещение. В декабре 1878 года свечи Яблочкова впервые осветили в Петербурге Большой театр. «Когда внезапно зажгли электрический свет, – писало «Новое время» в номере от 6 декабря, – по залу мгновенно разлился белый яркий, но не режущий глаз, а мягкий свет, при котором цвета и краски женских лиц и туалетов сохраняли свою естественность, как при дневном свете. Эффект был поразительный».

Инженер Федор Пироцкий провел ряд опытов по передаче электроэнергии на расстояние сначала нескольких десятков метров, а затем и до 1 км. На основании опытов пришел к заключению о возможности передачи электроэнергии на большие расстояния. В 1876 году Пироцкий установил электрический двигатель на одном из вагонов Петербургской конно-железной дороги. После серии проведенных испытаний, 22 августа 1880 года в 12 часов дня, в Петербурге, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России была проверена возможность движения трамвайного вагона «электрическою силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона». Вагон первого в мире электрического трамвая двигался с 40 пассажирами со скоростью 10-12 км/час. Питание вагона осуществлялось через рельсовые пути при напряжении постоянного тока 100 В.

В апреле 1879 года впервые в России электрическими фонарями освещен мост – мост Александра II (ныне Литейный мост) в Петербурге. При содействии Отдела на Литейном мосту введена первая в России установка наружного электрического освещения (дуговыми лампами Яблочкова в светильниках, изготовленных по проекту архитектора Кавоса), положившая начало созданию местных систем освещения дуговыми лампами некоторых общественных зданий Петербурга, Москвы и других больших городов. Электрическое освещение моста, устроенное Владимиром Чиколевым, где горело 12 свечей Яблочкова вместо 112 газовых рожков, функционировало всего 227 дней.

                                           III этап

Марсово поле

 

 

                                           IV этап

Миллионная ул. – Мраморный пер. – Дворцовая набережная – Адмиралтейская набережная – Сенатская пл.

 

 

После освещения Невского проспекта электричество начинает триумфальное шествие по Петербургу. Эта полезная вещь становится еще и модной новинкой. Все хотят заполучить электрическое освещение – банки, учреждения, богатые дома. И появляется такое явление, которого не было нигде кроме Петербурга – домовые электростанции.

В 1885 году очевидные преимущества электроламп побудили специалистов искать возможности замены газового освещения в Зимнем дворце и прилегающих к нему залов Эрмитажа. Инженер Василий Пашков, техник дворцового управления, предложил в качестве эксперимента использовать электричество для иллюминирования дворцовых залов во время рождественских и новогодних праздников 1885 года. Опыт удался. 9 ноября 1885 года проект строительства «фабрики электричества», предусматривающий использование только отечественного оборудования, был Высочайше утвержден с примечанием: «Зимние балы 1886 года (10 января) должны освещаться электричеством полностью». Чтобы исключить возможность вибрации здания от работы паровых машин, размещение электростанции предусмотрели в отдельном павильоне из стекла и металла. Он находился во втором дворе Эрмитажа, с тех пор называемом «Электрическим».

Здание станции площадью 630 м² состояло из машинного отделения с 6 котлами, 4 паровыми машинами и 2 локомобилями и помещения с 36 электродинамомашинами. Общая мощность достигала 445 л.с. Первыми осветили часть парадных помещений: Аванзал, Петровский, Большой фельдмаршальский, Гербовый, Георгиевский залы, и устроили наружную иллюминацию. Было предложено три режима освещения: полное (праздничное) включать пять раз в году (4888 ламп накаливания и 10 свечей Яблочкова); рабочее – 230 ламп накаливания; дежурное (ночное) – 304 лампы накаливания. Станция потребляла около 30 тыс. пудов (520 т) угля в год.

В 1897 году в Рождественской части Санкт-Петербурга (Новгородская ул., д. 12-14) построена Центральная электростанция Акционерного Общества «Гелиос». Получив выгодный и удобный участок, обеспечивающий обилие воды, дешевизну доставки машин, стройматериалов и угля водным путем, немцы развернули бурную деятельность. В короткий срок русские рабочие возвели основные сооружения, и 27 апреля 1897 года электростанция дала промышленный ток. Корпус машинного отделения и пристроенное к нему лицевое здание заводоуправления строились по проекту гражданского инженера-архитектора В.А. Рейса. Первоначально было смонтировано 7 котлов и установлены 4 паровые машины по 1000 л.с. с генераторами однофазного тока по 3000 В. Через год вошли в строй еще 3 машины и 6 котлов. Установленная мощность станции составляла 5250 кВт.

                                             V этап

Исаакиевская пл. – Большая Морская ул. – Невский пр. – набережная реки Мойки

 

 

По адресу Малая Морская д.14 располагалось Правление Общества электрического освещения Санкт-Петербурга 1886 года. В 1886 году Император утвердил Устав нового акционерного общества, которое было основано Карлом Сименсом с целью организации освещения Невского проспекта.

                                            VI этап

Набережная реки Мойки

 

 

На барже были установлены 3 локомобиля и 12 динамомашин постоянного тока мощностью 35 киловатт. 30 декабря 1883 года в 4 часа дня электростанция дала ток, зажглись 32 фонаря от Адмиралтейства до Аничкова моста. Первая электростанция города осветили главный проспект столицы, дав тем самым толчок к развитию отечественной энергетики. А Петербург подтвердил свое звание локомотива отечественного технического прогресса, пионера в области научных разработок и их внедрения.