День в истории — прорыв энергоблокады Ленинграда

71 год назад произошло событие, которое серьезно повлияло на исход борьбы жителей осажденного Ленинграда за родной город, свои жизни и жизни будущих поколений. В опасной близости с линией фронта по воздушным линиям и кабелю, проложенному по дну Ладожского озера, энергия частично восстановленной Волховской ГЭС стала поступать в ленинградские дома, госпитали и на заводы.

Сегодня Волховская ГЭС является важным энергоузлом, обеспечивающим надежное электроснабжение потребителей Ленинградской области
Объекты электропередачи Волховская ГЭС — Ленинград включали три подстанции, более 200 км воздушных линий, 5 ниток подводного кабеля

Кольцо сжимается

Острая нехватка электроэнергии и тепла стала ощущаться практически с первых месяцев блокады. Потери в отрасли были огромны. Одна за одной выводятся из строя гидроэлектростанции и теплоэлектроцентрали. Запасы топлива стремительно тают — оно требуется для работы оборонных предприятий и фронта.

Первая блокадная зима — самая суровая. Останавливаются трамваи и троллейбусы, дома обесточены, практически не работает водопровод.

Из воспоминаний очевидцев:

15 июля 1941 года

Одна из старейших электростанций — 1-я ГЭС — стала неузнаваемой. В этот день архитекторы закончили ее маскировку. Однако дым по-прежнему поднимался над станцией. Пришлось инженерам пересмотреть технологический процесс и установить режим работы котлов, при котором дым уже не так сильно демаскировал станцию.

30 августа 1941 года

Ленинград отрезан от всех своих гидроэлектростанций. Сегодня остановилась Свирская. Перестал поступать ток с Волховской ГЭС. Еще до этого прекратила подачу электроэнергии в Ленинград Раухиалская электростанция.

6 сентября 1941 года

Еще одна электростанция перестала давать ток Ленинграду — Дубровская. 6 сентября она оказалась в руках врага.

11 сентября 1941 года

В целях усиления ударов по врагу Военный совет фронта 11 сентября принял постановление «Об увеличении производства артиллерийских снарядов и мин в ленинградской промышленности». К выпуску боеприпасов привлечено 56 предприятий.

В этот же день решением Ленгорисполкома введен строжайший лимит на потребление электроэнергии для производственных и бытовых нужд.

9 декабря 1941 года

В целях сокращения расходования электроэнергии Ленгорисполком принял сегодня решение упразднить восемь трамвайных маршрутов: 2, 11, 26, 28, 29, 34, 37 и 39 (полностью трамвайное движение прекратилось в конце декабря).

(Из книги Бурова А.В. «Блокада день за днем»)

Из альбома «Плакаты военного Ленинграда»

Свет с того берега

С. В. Усов, автор проекта и начальник строительства электропередачи от Волховской ГЭС

Даже в самые суровые времена ленинградцы не оставляли надежды и попыток прорвать кольцо изнутри. Тем временем окончательно остановилось движение электротранспорта, прекратилась подача воды и света.

25 января 1942 года

Сегодня в Ленинграде выработано электроэнергии в 120 раз меньше, чем вырабатывалось за день до войны. Тока хватило лишь для хлебозаводов и Смольного. Не вышла «Ленинградская правда». Номер за 25 января был набран, сверстан, подготовлен к печати. Но типография не получила электроэнергии...

В горкоме партии случай этот расценили, как чрезвычайное происшествие. Типографию приравняли к объектам особой важности, к которым, в частности, относились хлебозаводы. После этого не было ни одного случая, чтобы читатели не получили «Ленинградскую правду».

Ленинград испытывает острый электрический голод. Чтобы помочь блокированному городу, Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о восстановлении Волховской гидроэлектростанции, являющейся первенцем плана ГОЭЛРО. Осенью сорок первого, когда враг приблизился к Волхову, она была частично демонтирована.

Но пуск станции — это еще не все. Часть территории, по которой проходит линия электропередачи, захвачена врагом. Надо решить труднейшую задачу прокладки новой линии.

7 августа 1942 года

На заседании Военного совета принято решение о прокладке по дну Ладожского озера электрокабеля, по которому электроэнергия с Волховской ГЭС будет передаваться в Ленинград. Срок прокладки — всего 56 дней, а работы предстоит много. Протяженность этой подводной четырехкабельной линии электропередачи — 23 километра. Опередив время, необходимо сказать, что в невероятно тяжелых условиях, зачастую под обстрелом завод «Севкабель» изготовил для этой электролинии 120 километров десятикиловольтового кабеля. Для намотки его потребовалось 270 барабанов.

Начальником строительства подводной линии электропередачи назначен автор этого смелого проекта — главный инженер «Ленэнерго» Сергей Васильевич Усов.

9 августа 1942 года

Начались изыскания на трассе будущей линии электропередачи через Ладогу. Особенно сложная задача стоит перед гидрографами Ладожской военной флотилии. Им предстоит наметить кратчайший путь и выявить наиболее благоприятный профиль дна для прокладки линии.

23 августа 1942 года

По дну Ладожского озера прокладывается линия электропередачи, которая, несомненно, улучшит снабжение Ленинграда электроэнергией. Но без керосиновой лампы ленинградцам пока не обойтись. Сегодня бюро горкома партии обязало отдел местной промышленности Ленгорисполкома организовать производство керосиновых ламп. До конца года намечено изготовить 100 тысяч таких ламп. К этому же времени зеркальной фабрике предстоит выпустить 150 тысяч ламповых стекол. Что ж, по сравнению с коптилками и лучинами, которыми освещались жилища ленинградцев минувшей зимой, керосиновая лампа настоящее благо. Оно стало возможным благодаря тому, что Ленинград получает теперь горючее по трубопроводу, проложенному по дну Ладожского озера.

(Из книги Бурова А.В. «Блокада день за днем»)

Образец кабеля, проложенного по дну Ладожского озера в 1942 г. Экспонат Музея истории энергетики Северо-Запада

Это прорыв!

Подводный кабель, который планировали провести по дну Ладожского озера, называется еще «кабелем жизни». Интересно, что в блокадном Ленинграде не нашли подходящую бумагу для изоляции. Вместо нее использовали бумагу с водяными знаками, предназначенную для выпуска денег. Поэтому второе название кабеля — «кабель с денежкой».

23 сентября 1942 года

Большая трудовая победа! Закончена и сдана в эксплуатацию линия электропередачи Волховская ГЭС — Ленинград.

В мирное время, по расчетам специалистов, прокладка линии, которая на протяжении почти 23 километров проходит по дну Ладожского озера, должна была бы занять около полугода. Во фронтовых условиях все это сделано даже раньше, чем предусматривалось жестким военным планом. Решением, принятым Военным советом фронта 7 августа, на прокладку линии отводилось 56 суток. А уже сегодня в 12 часов 30 минут, прорвав кольцо блокады, в Ленинград пошел электрический ток.

Однако работа на трассе не прекратилась. Строители продолжают прокладку следующих ниток электрического кабеля.

24 сентября 1942 года

Многие вопросы обсуждались сегодня на бюро горкома партии. В частности, было принято решение об издании в Ленинграде календаря на 1943 год. Выпускать его будет фабрика «Светоч». Начальнику Управления государственных резервов поручено изыскать для этой цели 30 тонн бумаги. Принято также решение о выделении фабрике «Светоч» дополнительной электроэнергии, необходимой для печатания календаря.

30 сентября 1942 года

Электрический ток Волховской гидростанции пошел сегодня в Ленинград еще по одному, третьему по счету, кабелю, проложенному по дну Ладожского озера. Промышленность осажденного города получит дополнительную электроэнергию и сможет дать для фронта дополнительную продукцию.

Ленинградцы достойно выполняют свой долг перед фронтовиками. За девять месяцев 1942 года промышленность города, работавшая в тяжелейших условиях блокады, дала войскам 1935 минометов, 1975 станковых пулеметов, около 22 тысяч автоматов, а также много другого вооружения и боеприпасов. Летчики, например, получили за эти девять месяцев 22 тысячи авиабомб, артиллеристы — 1 700 000 снарядов, пехотинцы — 1 260 000 ручных гранат. Кроме того, ленинградские рабочие отремонтировали в этом году 187 танков и 360 орудий.

(Из книги Бурова А.В. «Блокада день за днем»)

Статьи по теме:

70 лет со дня прорыва энергетической блокады Ленинграда

Плакаты военного Ленинграда