70 лет прорыва блокады Ленинграда

18 января 2013 года исполнилось 70 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. Стратегическая наступательная операция «Искра» в Приладожье завершилась тем, что вдоль берега озера был пробит коридор шириной 8-11 километров. Сухопутная связь с Ленинградом восстановилась, и за 18 дней строители проложили автомобильную и железную дороги. При этом продолжала действовать и ледовая Дорога жизни. Снабжение города продовольствием и товарами первой необходимости значительно улучшилось, но окончательно блокада была снята лишь через год — 27 января 1944 года.

Как работали энергетики в блокаду

Потери в энергетике с самого начала войны были очень серьезными. Осенью 1941 года на максимальной мощности работали оборонные предприятия, и уже к зиме запасы топливо значительно истощились. В первую блокадную зиму остановились трамваи и троллейбусы, дома были обесточены и не прогревались, практически перестал работать водопровод, и все это в условиях жесточайших морозов. К городским электростанциям больше не подвозили топливо, и для жителей был установлен лимит потребления.

Фашисты целенаправленно бомбили объекты жизнеобеспечения. Предприятия энергосистемы вынуждены были маскироваться раскрашенными полотнищами, чтобы визуально уменьшить станции и уберечь их от полного уничтожения.

Волховская ГЭС – энергия жизни с того берега

В декабре 1941 года Военный Совет принял решение восстанавливать Волховскую ГЭС, часть оборудования с которой с начала войны была вывезена на Урал. Необходимо было не только пустить станцию в эксплуатацию, но и реконструировать  Волховские линии 110 кВ и линии 35 кВ, а также проложить кабель через Ладожское озеро.

Сооружение всех объектов электропередачи заняло рекордные 45 дней. «Кабель жизни» изготавливался на заводе «Севкабель» в условиях постоянных артобстрелов. Прокладка энергопутей по дну озера велась под покровом ночи — днем сохранялась большая опасность налета. А когда Ладога начала покрываться льдом, на поверхности энергетики построили еще одну линию — опорные столбы ЛЭП были вморожены в лед, а между ними натянуты провода.

Таким образом, 23 сентября 1942 года энергетическая блокада Ленинграда была прорвана! Электроснабжение Ленинграда существенно улучшилось: теперь каждая семья могла на 2 часа в день включать лампочку мощностью в 40 Вт. В условиях блокады это было огромной победой энергетиков и почти чудом для ленинградцев.

Разгрузка кабеля на монтажной площадке в бухте Морье Ладожского озера
Раскатка провода «Ледовой линии»

Правобережная ТЭЦ в дни войны

В 2010 году Правобережная ТЭЦ в полном объеме взяла на себя мощности выведенной из эксплуатации легендарной электростанции «Красный Октябрь». Это один из немногих энергообъектов, который проработал всю войну, снабжая город энергией. Выработка электричества пристановилась всего на день, потому как в крышу здания попал снаряд при артобстреле.

Зимой 1941-1942 годов котел № 3 электростанции «Красный Октябрь» переделан под сжигание фрезерного торфа. Пуск позволил повысить нагрузку до 21-22 тыс. кВт из возможных 23-24 тыс. кВт. Благодаря этому 31 марта 1942 года по городу поехали грузовые трамваи, а с 15 апреля по 6 маршрутами трамваи стали развозить горожан.

Электростанция «Красный Октябрь». 1942 г.
Разгрузка дров для котельных городских электростанций. 1941 г.

Блокадная энергетика в плакатном искусстве

В 2012 году ТГК-1 выпустила при поддержке издательства «Контакт-Культура» сразу два уникальных альбома: «Плакаты военного Ленинграда» и «Энергетика России в плакате». Агитационные плакаты, созданные ленинградскими художниками в годы Великой Отечественной войны, помогали поднимать боевой дух жителей осажденного города, рассказывали о том, почему нужно экономить электричество и как это делать.