70 лет со дня прорыва энергетической блокады Ленинграда

Каждый год ОАО «ТГК-1» вспоминает один особенный день в нашей истории. 23 сентября 1942 года энергетики осажденного Ленинграда совершили почти невозможное – приблизительно в 9.40 утра в город вернулось электричество. В тяжелых блокадных условиях по дну Ладожского озера был проложен «кабель жизни», по которому стала поступать энергия частично восстановленной Волховской ГЭС. Во многом благодаря этому Ленинград и смог выжить.

Первая зима без света и тепла

Энергетические потери с самого начала войны были колоссальными. В августе 1941 были выведены из строя все гидроэлектростанции, а также Дубровская ГРЭС. Передача электроэнергии прекратилась и с Волховской ГЭС. После вывоза на Урал и в Среднюю Азию основного оборудование на станции в рабочем состоянии осталось всего два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт – они обеспечивали электроэнергией железнодорожный узел Волховстрой и воинские части.

В самом Ленинграде также была демонтирована и отправлена в тыл часть оборудования. Топливо больше не подвозили к городским электростанциям. Многие наши коллеги ушли на фронт, а оставшиеся в условиях голода и холода продолжали работать, делали все возможное, чтобы город получал электроэнергию в необходимом для выживания количестве.

Осенью 1941 года выработка увеличилась почти в полтора раза – работали оборонные предприятия, в электричестве нуждались Ленинградский и Московский фронты. В результате были израсходованы почти все запасы топлива, и в декабре производство электро- и теплоэнергии резко снизилось. Для жителей был установлен лимит потребления.

Первая блокадная зима стала самой страшной – остановились трамваи и троллейбусы, дома были обесточены и не прогревались, практически перестал работать водопровод, и все это в условиях жесточайших морозов. К тому же, в постоянном напряжении держали фашисты – имея подробную карту Ленинграда, они целенаправленно бомбили объекты жизнеобеспечения.

Архитекторы помогают энергетикам

Предприятия энергосистемы вынуждены были вести работы по маскировке, чтобы уберечь станции от полного уничтожения. Специалисты Архитектурного Управления Ленсовета придумали, как превратить станции в «жилые кварталы» с зелеными насаждениями, распланированные и увязанные с соседними реальными кварталами. Дымовые трубы, которые хорошо обозревались с воздуха, были сняты.

На одном из предприятий на окраине города была опробована схема маскировки объемных высоких зданий с помощью раскрашенных полотнищ, которые уменьшали и искажали тени сооружений. Территории же складов торфа, укрытые зелеными коврами, становились пашнями и лугами с посевом овса и других быстро растущих трав на штабелях торфа. Тут же раскрашивались ложные дороги, а ложные домики из дров создавали идиллическую деревенскую картинку.

Энергетики сражаются за каждый киловатт

Непрерывные бомбежки и артиллерийские обстрелы, голод и холод оставляли все меньше шансов жителям блокадного Ленинграда. Тем не менее, одновременно с постоянными попытками прорвать кольцо изнутри шла ежедневная борьба за выживание. Работники электростанций собирали остатки топлива с эвакуированных или заброшенных предприятий, разбирали на дрова деревянные дома.

Окончательно остановилось движение электротранспорта, прекратилась подача воды и света. 25 января 1942 года стал самым тяжелым днем для энергетиков Ленинграда – работала одна лишь ГЭС-1 (сегодня ЭС 1 Центральной ТЭЦ ОАО «ТГК-1»), при этом ее нагрузка составляла всего 3000 кВт. Топлива оставалось на несколько дней, и электроэнергию получали только хлебозавод, госпиталь и Смольный.

Зимой 1941 – 1942 годов котел № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который поставляли с торфорпредприятий Всеволожского района. В 2010 году легендарная станция выведена из эксплуатации, а на ее месте построена новая - Правобережной ТЭЦ ОАО «ТГК-1». Пуск котла на «Красном Октябре» позволил повысить нагрузку до 21 – 22 тыс. кВт из возможных 23 – 24 тыс. кВт. Таким образом, 31 марта 1942 года поехали грузовые трамваи, а с 15 апреля по 6 маршрутами стали развозить горожан и пассажирские трамваи. Но главное событие самого страшного блокадного года – прорыв энергетической блокады – было еще впереди.

Волховскую ГЭС восстанавливают

В декабре 1941 года по предложению А.Н. Косыгина – уполномоченного Государственного Комитета Обороны (ГОКО) в Ленинграде – Военный Совет Ленинградского фронта и ГОКО принял решение восстанавливать Волховскую ГЭС. В осажденный город нужно было провести электричество. Приказом Наркомата электростанций СССР от 27 декабря 1941 г. № 142 работа была поручена тресту «Свирьстрой».

В феврале 1942 года в Волхов прибыли эшелоны с оборудованием станции с Урала и из Средней Азии. И уже 30 апреля заработал первый гидроагрегат. В это же время в Ленинграде энергетики разрабатывали план восстановления и частичной реконструкции Волховских линий 110 кВ и линии 35 кВ, а также прокладки кабеля через Ладожское озеро.

Сооружение всех объектов электропередачи Волховская ГЭС – Ленинград , включающей три подстанции, более 200 км воздушных линий, 5 ниток подводного кабеля, было выполнено за 45 дней вместо заданных военным советом 56 дней. Ответственным за все работы был главный инженер «Ленэнерго» Сергей Васильевич Усов.

Кабель жизни или кабель с денежкой

Кабель, который планировали провести по дну Ладожского озера, изготавливался в сложных условиях на заводе «Севкабель», который постоянно находился под артобстрелом. Работали в основном женщины и дети. К началу августа 1942 года было готово более 100 км подводного кабеля марки СКС сечением 3х120 мм – «кабеля жизни». Интересно, что в блокадном Ленинграде не нашли подходящую бумагу для изоляции. Вместо нее использовали бумагу с водяными знаками, предназначенную для выпуска денег. Поэтому второе название «кабеля жизни» – «кабель с денежкой».

Трудность состояла в том, что прокладывать кабель можно было только ночью. Рядом проходила линия фронта – днем сохранялась большая опасность налета. Вторая проблема была технологическая – применение традиционных методов проводки было невозможно. Новый способ разработали кабельщики «Ленэнерго» И.И. Ежов и Н.С. Туманов. Кабельная вставка длиной 22,5 км (более 40 барабанов) предварительно монтировалась в укромном месте в бухте Морье на железной барже водоизмещением 800 тонн. Затем в одну проходку по озеру (1-я и 5-я нитки были уложены в две проходки) со скоростью судов 2-2,5 км в час кабель укладывался на дно озера на глубину 18-20 м. С монтажной площадки на баржу кабель вручную подавался женщинами, которые тащили неподъемный груз (один метр весил 58 кг) буквально на своих плечах.

Когда Ладога начала покрываться льдом, в дополнение к подводному кабелю энергетики построили «ледовую линию»: опорные столбы ЛЭП были вморожены в лед, а между ними натянуты провода. Электроснабжение Ленинграда существенно улучшилось: теперь каждая семья могла на 2 часа в день включать лампочку мощностью в 40 Вт. В условиях блокады это было огромной победой энергетиков и почти чудом для ленинградцев.

Энергетическая блокада была прорвана!