Мария Куккоева

В начале войны Мария Куккоева — старшая табельщица на строительстве Верхне-Свирской ГЭС — вступила в истребительный батальон №100. Его целью было любой ценой остановить наступление немцев и дать возможность населению эвакуироваться.

Маша Куккоева — дочь Родины

В начале войны Мария Куккоева — старшая табельщица на строительстве Верхне-Свирской ГЭС — вступила в истребительный батальон №100. Его целью было любой ценой остановить наступление немцев и дать возможность населению эвакуироваться. В составе 3-й диверсионно-разведывательной группы Маша Куккоева прошла подготовку по оказанию помощи раненым бойцам и владению боевым оружием, научилась прыгать с парашютом.

После оккупации финнами Подпорожского района Ленобласти истребительный батальон был реорганизован в партизанские отряды по 25-30 человек, в одном из которых Мария стала медсестрой. В марте 1942-го в ходе ожесточенных и кровопролитных боев с немцами в районе Новгорода она получила ранение в голову, однако и не подумала покинуть расположение отряда. Полгода спустя, в сентябре 1942 года, в составе диверсионной группы она была заброшена в Подпорожский район. Увы, в результате предательства группа была окружена… Двадцатилетняя девушка отстреливалась до последнего патрона. Взбешенные таким упрямством, финны посадили убитую Машу возле пня, сфотографировали и запретили хоронить.

О последних днях жизни Марии страна узнала много позже, благодаря ее письму от 7 сентября 1942 года, взятому финским солдатом из кармана ее телогрейки. «Вот уже 40 дней хожу по лесам, голодная и холодная, не имея приюта. Нас было шестеро… Осталась я одна с Николаем (Николай Романчук). Я — дочь Родины. Родине верна и не изменю ей до последней минуты. Дорогие товарищи, если найдете меня, дайте знать обо мне, что я — Маша Куккоева из деревни Воронье Пидемского сельсовета. Вас крепко целую».

Именем Марии Куккоевой названа улица в городе Подпорожье.