Энергетический Петербург: откуда у слона ноги растут?

С августа по сентябрь 2018 года Электростанция №3 Центральной ТЭЦ, от которой был проложен первый в России промышленный теплопровод, открыта для посетителей

«Слоном» горожане издавна называют здание первой в Петербурге электростанции – за четыре трубы, возвышающиеся над южным берегом Фонтанки, огромные, как ноги слона. С августа по сентябрь старинная Электростанция №3 Центральной ТЭЦ, от которой был проложен первый в России промышленный теплопровод, открыта для посетителей.

Журналисты телекомпании НТВ одними из первых побывали на исторической ТЭЦ и рассказали, что же такое «Энергетический Петербург»

Источник: НТВ-Санкт-Петербург

Что хранит «спящий слон»: прогулка по старейшей электростанции города

«Петербург — это не только дворцы и доходные дома. Это русский Лондон и русский Манчестер с его индустриальным краснокирпичным обаянием», — считает историк Лев Лурье, создатель «Дома культуры Льва Лурье». Его организация совместно с ПАО «ТГК-1» решили сделать производственные исторические здания доступнее для любознательных горожан, которые привыкли рассматривать такие постройки из-за высоких заборов. Всех желающих приглашают посетить серию авторских экскурсий «Энергетический Петербург». Зовут в том числе и на прогулку по «Слону на Фонтанке» — одной из старейших городских электростанций.

Из трех электростанций, которые входят в состав Центральной ТЭЦ, ЭС № 3 на Фонтанке, 104, сохранилась с наименьшим количеством перестроек со дня открытия в 1898 году. В народе эту электростанцию называют «спящим слоном» за четыре трубы, похожие на ноги большого животного, завалившегося на спину. Официально она называлась Электростанция «Бельгийского Анонимного Общества электрического освещения» и запускалась под патронажем Бельгийской военной миссии.

Изначально ЭС работала как станция для выработки электричества для освещения улиц Петербурга, и только потом свет попал в здания. В работе использовали паровые машины, а затем более современные турбины. Они вращались за счет сгорания английского угля, который доставляли баржами по Введенскому каналу (уже засыпанному). Среднегодовое потребление угля станцией составляло два миллиона пудов. В каждую вагонетку, которую везли вручную на топливоподачу, помещалось всего 40 пудов.

В 20-х годах XX века пострадавшую от пожара и заново восстановленную электростанцию переоборудовали в теплоэлектроцентраль. Здесь проложили первый в стране теплопровод, который отапливал соседний жилой дом № 96 на набережной реки Фонтанки. После удачной работы отопления теплотрассы проложили к бывшей Обуховской больнице, баням в Казачьем переулке, бывшим Павловским казармам на Марсовом поле, зданиям Госбанка, Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина, Александринскому театру, домам на улице Зодчего Росси и другим потребителям. В начале 1931 года тепловые сети растянулись уже на 16 км и питали теплом 94 здания. Электростанция не прекращала работать и в годы блокады.

Продолжение на сайте "Карповки"