Ольга Мамаева: энергоэффективности можно учиться, играя на планшете

30.04.2013
РИА Новости

Игра «Моя энергия», предназначенная для обучения школьников навыкам энергоэффективности и энергосбережения, вышла в виде приложения для планшетных компьютеров. Что легло в основу игры? Как можно популяризировать знания о сбережении энергии среди детей и их родителей? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости ответила руководитель пресс-службы департамента по связям с общественностью ТГК-1 Ольга Мамаева.

— Ольга Владимировна, расскажите, пожалуйста, о проектах компании ОАО «ТГК-1», связанных с образованием школьников в области энергоэффективности.

— Образовательными программами по энергоэффективности мы занимаемся уже десять лет. В 2003 году впервые вышел наш образовательный модуль, подготовленный при участии Академии постдипломного педагогического образования и Санкт-Петербургского центра ОБЖ. Мы опубликовали рабочие тетради для учащихся 1-4, 5-6 и 8-9 классов, выпустили пособие для учителей. Потом мы решили перейти на более современные методы общения с детьми и сделали мультимедийную версию учебников, а также интернет-курс и сайт «Моя энергия». В 2012 году на основе этого сайта мы сделали образовательный портал, куда входят новости, видеоматериалы, инфографика, полезные сведения, — все, что касается энергетики России. Мы стараемся следить за всем, что происходит. Мы открыли музей истории энергетики.

Сейчас мы представляем широкой публике нашу первую образовательную игру для планшетов «Моя энергия». Игра состоит из 9 уровней. В ее основу легли наши учебные пособия для школьников 1-4 классов. При подготовке игры мы учитывали мнение независимых экспертов, преподавателей со всей России, в нее вложен труд очень многих специалистов. Игру можно бесплатно скачать в App Store.

— Как ваши учебные пособия доходят до школьников, включают ли их учителя в школьные курсы ОБЖ?

— Около девяти лет назад наша программа получила одобрение Комитета образования Санкт-Петербурга и была рекомендована им для внедрения в школьный курс ОБЖ. Это не означает, что дети изучают предмет только по нашей программе — они осваивают ее в течение нескольких часов, которые включаются в предмет. Ученикам 1-4 класса дается совсем небольшой объем информации, старшеклассникам – гораздо больший ее объем. Сегодня по нашей программе ведется преподавание ОБЖ в 11 школах Санкт-Петербурга.

Кроме того мы сейчас распространяем наши образовательные инициативы через свои каналы в социальных сетях. Плюс у нас есть способы взаимодействия с образовательными площадками Санкт-Петербурга. Например, с Центром дополнительного образования «Умникум», где дети могут ставить эксперименты и проводить опыты в самых разных областях науки.

— Если вы распространяете информацию о своих пособиях через соцсети, по-видимому, вы хотите, чтобы дети изучали основы энергоэффективности и за рамками курса ОБЖ?

— Да, мы бы хотели, чтобы родители и учителя пользовались этими пособиями по своей частной инициативе. Демографический анализ посещаемости наших сайтов показывает, что туда регулярно по разным запросам заходят родители. Они скачивают наши программы, интересуются тем, что мы делаем. Мы понимаем, что дети не будут скачивать обучающие программы сами для себя. Но мы рассчитываем на преподавателей и родителей, которые смогут рекомендовать им сделать это.

— Как вы привлекаете на свою сторону преподавателей?

— Мы приглашаем их на свои мероприятия – конференции, круглые столы, где обсуждаем вопросы внедрения и развития наших программ. Преподаватели высказывают свои пожелания, рассказывают, что они хотели бы видеть, какую помощь хотели бы получить от нас, предлагают что-то свое. Мы отдельно работаем с нашей командой, которая принимает участие в олимпиаде по ОБЖ, — и со школьниками, и с преподавателями, которые их готовят.

Наконец, мы проводим уроки в школах, стараемся привлекать для этого наших специалистов, включая топ-менеджмент. Проводим экскурсии на станцию. Как-то мы пригласили выпускную группу детского сада. Представляете себе, как выглядели малыши в касках? Им было разрешено делать все, что захочется: трогать, крутить, вертеть… Это очень здорово. Дети потом пристают к родителям, заставляют их искать интересную информацию, и сами ей заинтересовываются. Именно поэтому мы решили сделать нашу игру для детей.

— Как вы планируете свою дальнейшую деятельность в этом направлении?

— Сейчас мы собираемся двигаться не вглубь, а вширь. Мы предполагаем увеличить общение с преподавателями, расширить количество школ, которые работают по нашей программе. Уже начали переговоры с рядом классов о включении игры в школьный курс. В 2013 году «ТГК-1» продолжит внедрение своей программы по энерго- и теплоэффективности в других регионах – Ленинградской и Мурманской областях, а также в Республике Карелия.

Для справки:

«Моя Энергия» — уникальная обучающая игра, созданная на русском языке. Первое образовательное приложение по безопасному и экономному энергопотреблению, реализованное в новом игровом формате для планшетов iPad.

Игра «Моя Энергия» предназначена для учеников 1-4 классов. Используется как дополнение к методическим материалам школьного курса «Окружающий мир» и ОБЖ. Предлагает 9 игровых уровней-уроков. Двигаясь от простого уровня к сложному, «Моя Энергия» учит юных исследователей заботиться о себе и бережно использовать ресурсы окружающего мира.

Каждый урок логически разбит на образовательную и игровую части. В образовательной части рассматривается ситуация и дается правило. Обучающая часть урока служит для передачи в интерактивной форме основного учебного материала, а так же знакомит школьников с действиями, которые им необходимо будет выполнять в игровой части. Игровая часть урока служит для закрепления полученного материала и состоит из повторяющихся игровых действий, каждое из которых, является иллюстрацией учебного материала. Прохождение темы предполагает просмотр всего обучающего материала и получение в каждой игре связанной с данной темой минимального количества игровых очков. Для преподавателей такая организация работы предоставляет дополнительную возможность отслеживать результаты усвоения материала.

Автор программы — ОАО «ТГК-1». Разработчик — ООО «Ашманов и Партнеры Медиа».

Мнение эксперта:

«Игра «Моя энергия» показалась мне интересной для детей и полезной с точки зрения развития бытовых навыков энергосбережения. Сейчас дети с большим удовольствием усваивают материал в игровой форме, особенно, если это компьютерные игры. Игра уже размещена на портале www.energoeducation.ru. Также по заказу Минобрнауки России сегодня разработана игра «Мы и энергия», которая знакомит школьников с основными методами энергосбережения в быту. В разработке находится еще одна игра «Умный Город», которая расскажет о существующих и перспективных источниках энергии», — рассказал РИА Новости руководитель центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения ФГБУ ИПК Минобрнауки России Владимир Фролов.