Вывод ротора Верхне-Туломской ГЭС

Самая мощная ГЭС Заполярья получит новое оборудование

Важное событие для энергетики Мурманской области. На Верхне -Туломской гидроэлектростанции начались работы по замене оборудования. Эта ГЭС является крупнейшей на Северо-Западе. Она входит в состав Туломского и Серебрянского каскада. Такая крупная модернизация проводится на ней впервые. Дмитрий Гладченко побывал на месте большой модернизации.

Дмитрий Гладченко, корреспондент ТВ 21: «Уникальность Верхне - Туломской гидроэлектростанции в том, что основной рабочий цех находится здесь на глубине пятидесяти метров. Четыре силовые установки выдают суммарную мощность порядка 268 МВт. Однако в настоящее время её становится мало, поэтому на предприятии происходит постепенная модернизация силовых установок».

Гидроагрегат состоит из генератора, вырабатывающего электроэнергию и турбины, раскручиваемой потоками воды. Эта турбина проработала более пятидесяти лет. Её замена - только первый шаг в предстоящей работе. Общую мощность станции планируют повысить до 300 МВт
Станислав Назаров, заместитель генерального директора - директор филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1»: «Сначала в планах заменить до 2021 года два гидроагрегата номер 4 и номер 1 и сейчас мы готовим решение для наших акционеров для принятия следующего этапа. Замена следующих двух агрегатов, то есть, суммарно мы планируем заменить все 4 гидроагрегата и увеличить мощность станции на 32 МВт».

Процедура поднятия старого гидроколеса напоминает работу хирурга. Аккуратно, метр за метром, огибая препятствия, по машинному залу движется огромная деталь. Её вес составляет 46 тонн. Это настоящий мастер-класс от сотрудников станции. 

Анатолий Малахов, крановщик филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1»: «Моё всё внимание сконцентрировано на стропальщиков, они руководят, им снизу видно дистанцию и они мне уже руководят движениями, сигналами, я выполняю манёвры».

Новое рабочее колесо изготовлено в Чехии. Оно полностью выполнено из нержавеющей стали с использованием современных полимерных материалов. Также оборудование отвечает всем современным требованиям экологичности.

Станислав Назаров, заместитель генерального директора, директор филиала Кольской ПАО «ТГК-1»: «В нём используется меньше масла, в шесть раз, чем сейчас, но и выше давление в шесть раз, чем сейчас. Технологии при изготовлении данного колеса позволяют нам говорить, что мы практически сократим до нуля все возможные протечки масла в окружающую среду, что крайне важно для рыбохозяйственных водоёмов».

Важным аспектом безаварийности и безопасности труда является автоматизация производства. Эти требования также учтены при проведении модернизации. 
Олег Тяпинов, главный инженер филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1»: «Это колесо будет более автоматизировано, на нём будет специальные системы контроля температур, контроль биения боя вала и это облегчит работу оперативного персонала, которые дистанционно могут наблюдать за этими процессами с пульта управления».

Специалисты отмечают, что энергопотребление в области растёт с каждым годом. Наращивание мощностей станции - это работа на опережение.
Станислав Назаров, заместитель генерального директора, директор филиала Кольской ПАО «ТГК-1»: «Развитие на Кольском полуострове промышленности будет происходить и мы знаем, что строится и мощности на левом берегу Кольского залива. Мы надеемся, что наша энергия будет востребована».
Демонтированное рабочее колесо станет основой памятника на территории предприятия. Это символ обновления энергообъектов «ТГК-1».

Источник: ТВ-21

Рабочее колесо Верхнетуломской ГЭС с полувековой историей станет памятником

На Верхнетуломской ГЭС началась модернизация. Сегодня демонтировали рабочее колесо одного из 4-х гидроагрегатов. Самая мощная гидроэлектростанция Заполярья ждёт поставку нового оборудования, которая повысит её надёжность и мощность. На подъёме колеса из шахты побывала съёмочная группа «Арктик-ТВ».

Сегодня Верхнетуломская ГЭС - крупнейшая на Северо-Западе. Располагается она практически целиком под землёй. Наверху - лишь небольшое двухэтажное административное здание, водоприёмник и распределительное устройство. Вся начинка прячется на глубине пятидесяти метров. Здесь под скалой гудят и вырабатывают электроэнергию четыре мощных гидроагрегата. Они обеспечивают мощность в 268 мегаватт. Сейчас в строю осталось лишь три. Четвёртый - сотрудники ГЭС готовят к модернизации.

Турбину агрегата достают из шахты. Дело это ответственное, ведь весит металлический цилиндр с лопастями 46 тонн. Он был изготовлен ещё в Советском Союзе, за это время устарел. Новый привезут из Чехии. Отличаться он будет и расположением лопастей, и начинкой. Что позволит увеличить мощность гидроагрегата на 8 мегаватт.

Турбину демонтируют при помощи мостового крана. Путь длиной приблизительно в 100 метров занимает пару десятков минут. За рычагами машины работает Анатолий Малахов. Сейчас его работа требует ювелирной точности и аккуратности. Если многотонный снаряд ударит во что-нибудь в машинном зале - серьёзные повреждения оборудования неизбежны. Потому внимание Анатолия сосредоточено не только на рычагах крана, но и на коллегах, которые контролируют процесс внизу.
Замена турбины четвёртого гидроагрегата ГЭС - это только начало процесса модернизации. Всего до 2021 года планируется поменять генерирующее и электротехническое оборудование двух агрегатов. А конечная цель - не просто увеличить надёжность оборудования электростанции, но и повысить мощность до 300 мегаватт. Сами же сотрудники электростанции принципиальных перемен не заметят. Учиться работать с новым оборудованием им не придётся.

Предполагается, что новое оборудование сможет работать без перебоев 50 лет. А старое, советское колесо гидроагрегата № 4 отправят на заслуженную пенсию.

46 тонн металла рабочего колеса протрудилось на Верхнетуломской ГЭС около полувека. Скоро его заменят на новое, более экологичное и мощное, а этот трудяга станет памятником инженерной мысли и мощи советской энергетики.

Источник: Арктик-ТВ

На самой мощной ГЭС Заполярья демонтировали 46-тонное колесо

Сегодня на Верхне-Туломской ГЭС демонтировали рабочее колесо гидроагрегата №4. При помощи мостового крана колесо подняли из 5-метрового кратера турбины и перенесли на монтажную площадку.

- Демонтаж рабочего колеса - знаковое событие для энергетики Мурманской области. Оно проработало почти полвека. А сейчас ГЭС получит новое оборудование и новые технологии управления. Новое колесо уже прошло приёмку на заводе-изготовители, - рассказал Nord-News директор Каскада Туломских и Серебрянских ГЭС Игорь Пацан.

Сообщается, что модернизация предусматривает поэтапную замену оборудования с увеличением мощности каждого из четырех гидроагрегатов на 8 МВат. Предыдущая модернизация проводилась в 1989 году.

Отметим, что Верхне-Туломская ГЭС входит в состав Каскада Туломских и Серебрянских ГЭС ПАО «ТГК-1». Станция является крупнейшей ГЭС Северо-Запада России. Сейчас на ней установлено 4 гидроагрегата мощностью 268 МВт. Уникальность данной станции - подземное расположение, таким образом машинный зал находится на глубине 50 м.

Источник: НордНьюс

С Верхне-Туломской ГЭС сняли первый гидроагрегат

Кольский филиал ПАО «ТГК-1» начал процесс модернизации, предусматривающей поэтапную замену четырех имеющихся на Верхне-Туломской ГЭС гидроагрегатов. Первый уже демонтирован, сегодня сняли последнюю деталь - рабочее колесо весом 46 тонн.

- Замена четырех агрегатов позволит увеличить мощность станции с 268 до 300 МВт. Повышаем и экологичность оборудования. В новом рабочем колесе, которое придет из дочернего предприятия завода "ТЯЖМАШ" в Чехии, в шесть раз меньше используется масла. Сократятся практически до нуля все возможные протечки, - пояснил Станислав Назаров, заместитель генерального директора филиала "Кольский" ПАО "ТГК-1".

Верхне-Туломская ГЭС работает с 1964 года. Раньше работы по ремонту или замене деталей гидроагрегатов проводились частично. Демонтированное сегодня рабочее колесо станет основой для памятника на территории гидроэлектростанции.

Источник: Мурманский Вестник