ТГК-1: нужно менять правила рынка для модернизации энергетики

Большинство российских генерирующих компаний завершают инвестиционные программы, которые они должны были реализовать в соответствии с договорами о предоставлении мощности (ДПМ). О влиянии этих инвестиций на рынок электроэнергии и условиях для дальнейшего развития энергетического бизнеса, рассказал в интервью Argus Эдуард Лисицкий, заместитель генерального директора по развитию генерирующей компании ТГК-1, которая является крупнейшим производителем электрической и тепловой энергии на Северо-Западе России.

— Как ТГК-1 планирует развивать генерирующие активы после завершения строительства объектов ДПМ?

— В прошлом году ТГК-1 завершила строительство газотурбинной теплоэлектроцентрали установленной мощностью 100 МВт на площадке Электростанции № 1 Центральной ТЭЦ – это последний объект, который компания должна была построить в рамках ДПМ. Реализация инвестиционной программы позволила нам не только ввести в строй значительный объем эффективных генерирующих мощностей, но и закрыть две старых электростанции. В 2010 г. ТГК-1 закрыла ТЭЦ-5 «Красный Октябрь», которую заменила Правобережная ТЭЦ. Мы вывели из эксплуатации старое оборудование Первомайской ТЭЦ, построив по сути новую станцию с двумя парогазовыми установками и объединенным вспомогательным комплексом, который решил задачу непрерывного круглогодичного отпуска тепла от ТЭЦ на нужды горячего водоснабжения потребителей. В следующем году компания планирует вывести из эксплуатации часть оборудования Центральной ТЭЦ.

В то же время реализация программы ДПМ не решила проблему модернизации генерирующих мощностей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Многие электростанции в этом регионе оснащены оборудованием, которое было построено в 1960-1970-х гг., и его необходимо обновлять. У нас есть программы реконструкции этих энергоблоков, но реализовать их при текущих ценах на мощность и электроэнергию на рынке, а также тарифах на тепловую энергию, очень сложно. ТГК-1 готовит два приоритетных проекта: строительство водогрейной котельной на базе Электростанции № 2 Центральной ТЭЦ и модернизацию Автовской ТЭЦ (ТЭЦ-15). Однако для реализации этих проектов, также как и аналогичных планов других генерирующих компаний, властям необходимо разработать меры поддержки на системном уровне – необходимо изменить правила работы рынка электроэнергии и мощности.

— Что нужно изменить в этих правилах?

— Дополнительный объем выручки, который обеспечивают построенные объекты ДПМ, можно распределить так, чтобы у компаний появились средства на модернизацию генерирующих мощностей. В настоящее время участники отрасли активно обсуждают возможные изменения правил энергорынка и новую модель инвестиций: одни называют ее ДПМ-штрих, другие — ДПМ-2, предлагаются и другие варианты. В целом программа ДПМ оправдала себя, поэтому ее можно продолжить с новыми параметрами.

— Как влияет рост цен на топливо, главным образом рост стоимости газа, на экономику работы электростанций?

— Цены на электроэнергию на рынке «на сутки вперед» (РСВ) растут медленнее цен на газ в течение последних пяти лет. Это связано с увеличением доли энергоэффективной выработки блоков, построенных в рамках ДПМ, в общем объеме предложения электроэнергии. Мы загружаем новые энергоблоки, которые успешно конкурируют с другими производителями на РСВ. Однако генерирующие компании, владеющие большим объемом старого оборудования с высоким удельным расходом топлива, вынуждены уходить с РСВ или работать с убытками. Таким образом, отставание рыночных цен на электроэнергию от тарифов на газ способствует перераспределению выработки в пользу эффективных мощностей.

— Как Вы оцениваете перспективы роста цен на электроэнергию в будущем?

— Генерирующие компании построили большинство объектов ДПМ, их генерация уже изменила энергобаланс на рынке. Соответственно, в течение ближайших пяти лет цены на электроэнергию будут постепенно расти, причем темпы повышения, вероятно, приблизятся к уровню роста тарифов на газ, который будет определять правительство.

— Готова ли ТГК-1 к переходу на рыночные отношения с потребителями тепловой энергии в рамках разрабатываемой реформы теплоснабжения?

— Законодательство уже сейчас позволяет перейти на заключение договоров с промышленными предприятиями о поставке тепловой энергии по свободным ценам. У ТГК-1 самый низкий тариф на тепло для конечных потребителей в Санкт-Петербурге по сравнению с другими теплоснабжающими организациями, что обеспечивает конкурентоспособность наших ТЭС при переходе на нерегулируемые цены.

Однако на рынке тепловой энергии нашего региона, в частности в Санкт-Петербурге, доля промышленных предприятий относительно невелика. Большинство потребителей – это организации жилищно-коммунального хозяйства, но к переходу на рыночные отношения в сфере теплоснабжения ЖКХ пока никто не готов. Вопрос свободного ценообразования очень чувствителен именно для сферы ЖКХ, учитывая риски существенного повышения стоимости тепловой энергии в результате реформы теплоснабжения.

Инфраструктурные ограничения также не позволяют создать свободный конкурентный рынок, так как далеко не все потребители могут переключиться на наши источники тепла от других теплоснабжающих организаций.

— У ТГК-1 есть клиенты, которые покупают тепловую энергию по нерегулируемой цене?

— У нас пока нет таких договоров. Возможно, в следующем году мы заключим соглашение с одним из предприятий, но объем поставок будет небольшим. В целом промышленность потребляет не более 10—15% тепловой энергии, которую реализует ТГК-1.

Источник: Argus